О Даме Пик, драме и качественном кино. Дама Пик
Павел Лунгин
Воистину, мой дветысячишестнадцатый оказался безграничен на яркие киновпечатления, от сложнейшей Розетты братьев Дарденов, до предсказуемо невероятной Коммуны Винтерберга и звенящей тишины в зале после Джульетты Альмодовара!
И это не считая россыпи восторгов поменьше:
живого и театрального Хабенского в Коллекторе,
рассудочного и искреннего танца Венсана Касселя и Марион Котийяр в работе канадского дарования Долана,
чудесной Чиповской в Чистом искусстве - серьёзном и большом детективном триллере, жанре у нас незаслуженно забытом.
А еще можно вспомнить удачный ремейк Экипажа, новую грань таланта Иньярриту с его Выжившим, постановкой настолько же масштабной и яркой, насколько от него неожиданной, это и, в конце концов, пусть спорно, но не зря отмеченная Каннами Служанка автора великой ленты о справедливости - Олдбой.
К чему все же такое длинное вступление?
17 ноября 2016 года в прокат вышел фильм, после которого киносообществу можно смело взять паузу, потому что осмыслить на бегу, осмыслить не останавливаясь, как именно Павел Лунгин снова, спустя 10 лет после Острова, сотворил легенду - невозможно.
И я понимаю, что кино это процесс, набор правил, инструкций, вводных и прописанных рефренов, я понимаю, что кино, как никакое другое искусство, состоит в манипуляции нашими чувствами и переживаниями, что в сумме всё это должно быть дорогой, по которой режиссёр проведёт нас за полтора часа из темноты и обыденности к катарсису и обману.
Я понимаю, что мои аплодисменты в застывшем зале скорее всего были рассчитаны и предусмотрены, что взгляд тысячелетней Ксении Раппопорт был все время именно таким, чтобы короткая обычно улыбка восхищения и восторга стала моей маской на несколько десятков минут.
Я понимаю, что Пётр Ильич Чайковский, абсолютно уместный здесь в каждой секунде экранного времени, скорее всего писал свою оперу также вдохновленный Пушкиным, как я сегодня Лунгиным.
Я понимаю, что наследник династии Янковский здесь скорее всего играл не лучшую свою роль, но и на него я буду смотреть следующий раз также внимательно, как на демоническую и невозможную Графиню Раппопорт!
Мы с вами, господа, счастливые и несчастные одновременно, мы живём в эпоху трактовок, ремейков, творчества съёжившегося почище известной кожи. Но и рядом с нами иногда мироздание вычерчивает шедевры.
В этот раз пером мироздания был Павел Лунгин, а его шедевром - Дама Пик.
Не пропустите на бегу.